учебный план 2022-2023 ООО 5 класс

1

Пояснительная записка к учебному плану на 2022-2023 учебный год
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год является частью образовательной
программы. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
При формировании учебного плана основного общего образования на 2022-2023 учебный год МБОУ
СОШ №1 руководствовалось следующими нормативными документами:

1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (ст.28);
2.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 (для V-IX классов образовательных организаций);
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №
16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.359820 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» (до 1
января 2022 года);
5.
Санитарные правила(СП) 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
6.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
7.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 №
699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
8.
Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020
№254;
9.
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
10.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г.
№ 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
11.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня
2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
12.
Нормативные правовые акты министерства образования Хабаровского края,
регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.
Учебный план основного общего образования является частью образовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ №1.
МБОУ СОШ №1 несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным
стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
2

обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Режим функционирования
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком,
который является самостоятельным нормативным документом. Режим функционирования устанавливается
Уставом МБОУ СОШ №1.
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;санитарными
правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28
и предусматривает:
- пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования
для 5-9 классов.
Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается 1
сентября 2022 года.
В 5 классе учебный год делится на четверти. Количество учебных недель определено в календарном
учебном графике и составляет не менее 34 учебных недель.
Количество учебных занятий за год не может составлять менее 986 часов.
Промежуточная аттестация обучающихся 5 класса проводится по итогам освоения
общеобразовательной программы основного общего образования по четвертям.
Формы промежуточной аттестации определены в соответствии с действующим в школе
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные работы, тесты,
защита проекта, творческие работы, зачеты, комплексные диагностические работы.
Продолжительность учебной недели:
• 5-дневная для 5 классов (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки).
Начало занятий в 9 часов 00 минут. Обучение осуществляется в 1 смену.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ СОШ №1,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не
превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требования СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» и составляет:
Классы
Максимальная нагрузка,
часы

5
29

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом
объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 5 классов - не более 6 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не
превышающие (в астрономических часах): в 5 классах - 2часа.
Продолжительность урока:
- в 5 классах составляет 45 минут.
Проведение нулевых уроков запрещено.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2 и 3 уроков
устанавливаются две перемены по 20 минут каждая.
Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после окончания последнего урока.
МБОУ СОШ №1 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
3

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018г. №345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.06.2016 №699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из
расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебному
плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программе в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» (с изменениями).
Учебный план основного общего образования (ФГОС ООО)
Учебный план основного общего образования на 2022-2023 учебный год обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования и адресован обучающимся 5
классов, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
предусматривает возможность ведения учебных предметов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
областей, реализующих основную образовательную программу основного общего образования и
учебное время, отводимое на их изучение. На основании Приказа Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577 добавлена обязательная предметная область "Иностранный язык. Второй
иностранный язык", а так же изучение согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа
языков народов РФ» в плане отражены основные предметы«Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» по 0,5 часаво всех классах данной ступени. Также на основании письма
Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской
Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5 классе введен предмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
количестве 1 час.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной
организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, используется:
в 5-ых классах:
-1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы безопасности и
жизнедеятельности» 1час в неделю (34 часа в год) в целях формирования современной культуры
безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-1 час в неделю (34 часа в год) на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (ОДНКнР) в рамках предметной области Основы духовно-нравственной культуры
народов России (приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 №345)
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная
4

область ОДНКнР) в соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том числе,
знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
Предметная область ОДНКнР является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКнР возможна реализация учебных предметов,
учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)» в 5 классах;
«Технология» в 5 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 25
человек и более.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ №. При реализации плана внеурочной
деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1)
создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и
творчеству;
2)
приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям
(включая региональные социально-культурные особенности);
3)
профилактику асоциального поведения;
4)
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
5)
обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности обучающегося;
6)
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цель организации внеурочной деятельности - обеспечение достижения планируемых результатов
Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей
культуры,
духовно-нравственного,
гражданского,
социального,
интеллектуального
развития,
самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих
способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации
внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся:
информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в
сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира - личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Объем внеурочной деятельности:
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность в 5 классе составляет 340 часов в год, и
10 часов в неделю.
5

Классы

5

Количество часов в год

340

Количество часов в неделю

10

С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и
основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
2 часа в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том
числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно направить:
- на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
– на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом
и физическом развитии;
– на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся.
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице 2.

Внеурочная деятельность направлена на введение специально разработанных учебных
курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса:
 «Спортивное многоборье», 5б класс – 1ч.;
 «Строевая подготовка», 5а класс – 1ч.;
 Клуб «ГТО», 5-ые классы – по 1ч.;
«Основы военной подготовки», 5а класс – 1ч.;
 «Волонтерский отряд», 5-ые классы – по 1ч.;
 «Хочу все знать!», 5-ые классы – по 1ч.;
 «Разговор о важном», 5-ые классы – по 1ч.;
 «Финансовая грамотность», 5-ые классы – по 1ч.;
 «ИЗО-студия», 5-ые классы – по 1ч.;
 «Красота своими руками», 5б класс – 1ч.;
 «История Дальнего Востока в древности и средневековье», 5-ые классы – по 1ч.;
 «Читаю в поисках смысла», 5-ые классы – по 1ч..

Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №1 имени героя Советского Союза
А.С. Александрова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
на 2022-2023 учебный год (основное общее образование, 5-ые классы)
Предметные области

Учебные предметы
6

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык
Литература
Иностранные языки
Иностранный язык (английскийязык)
Математика и информатика
Математика
Информатика
Общественно-научные предметы История
Обществознание
География
Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной
культуры народов России
культуры народов России
Естественнонаучные предметы
Физика
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура и основы Физическая культура
безопасности
Основы безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Родной язык (русский)
Родная литература (русская)
Основы безопасности жизнедеятельности
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность
Часть, рекомендуемая для всех учащихся
Информационно«Разговор о важном»
просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Занятия
по
формированию Финансовая грамотность
функциональной
грамотности «Читаю в поисках смысла»
обучающихся
Занятия,
направленные
на «Хочу все знать!»
удовлетворение
профориентационных интересов
и потребностей обучающихся
Вариативная часть
Занятия,
связанные
с История
Дальнего
Востока
в
реализацией
особых древности и средневековье
интеллектуальных
и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия,
направленные
на Строевая подготовка
удовлетворение интересов и Спортивное многоборье
потребностей обучающихся в Основы военной подготовки
творческом
и
физическом Красота своими руками
развитии,
помощь
в ИЗО-студия
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей
и
талантов
Занятия,
направленные
на Волонтерский отряд
7

5а
5б
Обязательная часть
5
5
3
3
3
3
5
5
2

2

1
1

1
1

1
1
1
2
2

1
1
1
2
2

27
2
0,5
0,5
1
29
10
4
1

27
2
0,5
0,5
1
29
10
4
1

1
1

1
1

1

1

6
1

6
1

1
1
1
1

1
1

1

1

удовлетворение
социальных Клуб «ГТО»
интересов
и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно
с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
ИТОГО:

8

1

1

39

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».