учебный план 2022-2023 ООО 6-9

Пояснительная записка к учебному плану на 2022-2023 учебный год
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год является частью образовательной
программы. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
При формировании учебного плана основного общего образования на 2022-2023 учебный год
МБОУ СОШ №1 руководствовалось следующими нормативными документами:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (ст.28);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря
2010 г. № 1897«Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от
29 декабря 2014г. № 1644);
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16
(ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» (до 1 января
2022 года);
5.
Санитарные правила(СП) 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
6.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
7.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 №
699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
8.
Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020
№254;
9.
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
10.
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577с внесенными изменениями во
ФГОС основного общего образования. Добавлена обязательная предметная область " Иностранный
язык. Второй иностранный язык";
2

12.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня
2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
13.
Нормативные правовые акты министерства образования Хабаровского края,
регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.
Учебный план основного общего образования является частью образовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ №1.
МБОУ СОШ №1 несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным
стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Режим функционирования МБОУ СОШ №1.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком,
который является самостоятельным нормативным документом. Режим функционирования
устанавливается Уставом МБОУ СОШ №1.
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28;санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 и предусматривает:
- пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для 5-9 классов.
Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается 1
сентября 2022 года.
В 6-9 классах учебный год делится на четверти. Количество учебных недель определено в
календарном учебном графике и составляет не менее 34 учебных недель.
Промежуточная аттестация обучающихся 6-9 классов проводится по итогам освоения
общеобразовательной программы основного общего образования по четвертям.
Формы промежуточной аттестации определены в соответствии с действующим в школе
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные работы,
тесты, защита проекта, творческие работы, зачеты, комплексные диагностические работы.
Государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Сроки проведения государственной итоговой аттестации ежегодно
устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Продолжительность учебной недели 5-дневная для 6-9 классов (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).
Начало занятий в 9 часов 00 минут. Обучение осуществляется в 1 смену.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ СОШ №1,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требования
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет:
Классы
Максимальная нагрузка,

6
30
3

7
32

8
33

9
33

часы
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при
этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 6 класса - не более 6 уроков, 7-9 классов - не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 6-8 классах - 2,5часа, в 9 классах до 3,5
часов.
Продолжительность урока:
- в 6-9 классах составляет 45 минут.
Проведение нулевых уроков запрещено.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2 и 3 уроков
устанавливаются две перемены по 20 минут каждая.
Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после окончания последнего
урока.
МБОУ СОШ №1 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.06.2016 №699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия на
каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по
учебному плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программе в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014
№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями).
Учебный план основного общего образования (ФГОС ООО)
Учебный план основного общего образования на 2022-2023 учебный год обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования (второго
поколения) и адресован обучающимся 6-9 классов, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, предусматривает возможность ведения
учебных предметов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
областей, реализующих основную образовательную программу основного общего образования и
учебное время, отводимое на их изучение. На основании Приказа Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577 добавлена обязательная предметная область "Иностранный язык. Второй
иностранный язык", а так же изучение согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа
4

языков народов РФ» в плане отражены основные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» по 0,5 часаво всех классах данной ступени. Также на основании письма
Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской
Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 7 классе введен предмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
количестве 1 час.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их
родителей, школы. Добавлен 1час на изучение биологии - в 7-ом классе и веден предмет
«Проектная деятельность» - в 9-ых классах по 1ч.
В рамках предметов география, обществознания, истории растворяется «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 6-8 классах, а в 9-ых классах используется во
внеурочной деятельности. Курс ОДРНК введен в урочное время в 5 классе. Обязательно в рамках
внеурочной деятельности в 6-9 классах по понедельникам проводится «Разговор о важном»(34 часа,
продолжительность 45 минут).
Предмет «Технология» в 6-9 классах изучается по направлению «Технология ведения дома»
(Технология. Обслуживающий труд).
Учебный предмет «Технология» призван обеспечивать активное использование
метапредметных знаний: формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской
и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах
научно-технического процесса. При изучении учебного предмета «Технология» значительная роль,
отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и
конструированию. Возможно использование информационно-коммуникационных технологий для
поиска информации и оформления проектов.
Предпрофильная подготовка реализуется в рамках внеурочной деятельности для выбора
профиля дальнейшего обучения и построения индивидуального образовательного маршрута.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)» в 6 -9
классах; «Иностранный язык (немецкий)» в 6 -8 классах; «Информатика» в 7-9 классах;
«Технология» в 6-9 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости
класса 25 человек и более.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО)
осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на
решение задач воспитания и социализации учащихся.
Внеурочная деятельность направлена на:
1)
создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к
познанию и творчеству;
2)
приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и
традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
3)
профилактику асоциального поведения;
4)
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной
и мировой культуры;
5)
обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности обучающегося;
6)
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цель организации внеурочной деятельности - обеспечение достижения планируемых
результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся,
5

формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального,
интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную
успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким
образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование
ключевых компетенций учащихся:
информационной,
коммуникативной,
проблемной,
кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира - личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию.
Объем внеурочной деятельности:
Классы
6
7
8
9
Количество часов в год
340 340 340 340
Количество часов в неделю
10
10
10
10
Направления и формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1.
духовно- нравственное;
2.
общеинтеллектуальное;
3.
общекультурное;
4.
социальное;
5.
спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление реализуется в
соответствии с программой духовнонравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание
в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностейи
талантов
учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности,
направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового
алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности.
Цель работы в этом направлении - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к
самому процессу познания.
Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и
художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся
ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной
самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений
об эстетических идеалах и ценностях.
Социальное направление (социально-преобразующее творчество) - создание условий для
перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного
самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное
понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать
данные проекты.
Спортивно-оздоровительное направление строится с опорой на Программу формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основных образовательных программ основного общего
образования определяет образовательная организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным
графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные
клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии,
6

соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие
формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества
учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и
учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К
формам внеурочной деятельности относят олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны.
Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества,
учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной
(классно-урочной).
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники,
викторины, экскурсии, Дни здоровья. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого
обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
Внеурочная деятельность направлена на введение специально разработанных учебных
курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса:
 «Спортивное многоборье», 6, 9а, 9б классы –по 1ч.;
 «Строевая подготовка», 7, 8 классы –по 1ч.;
 «Основы военной подготовки», 7, 8классы – по 1ч.;
 «Общая физическая подготовка», 7-8 классы – по 1ч.;
 «Разговор о важном», 6-9 классы – по 1ч.;
 «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 9-ые классы – по 1ч.;
 «Я - Патриот», 7 класс – 1ч.;
 «Виртуальный школьный музей», 8 класс – 1ч.;
 Школьное объединение «РДШ», 6 класс – 1ч.;
 «Волонтерский отряд», 6 класс – 2ч., 7,8 класс – по 1ч.;
 Курс «Самозанятость», 8 класс – 1ч.;
 Проект «Мой путь в профессию», 9-ые классы – по 1ч.;
 Движение «ЮнАрмия», 7-8 классы – по 1ч.;
 «Финансовая грамотность», 6, 7,9-ые классы – по 1ч.;
 «Основы предпринимательства», 9-ые классы – по1ч.;
 «Робототехника», 6 класс – 1ч.;
 «Всемирное географическое путешествие», 9-ые классы – по 1ч.;
 «Ментальная арифметика», 6 класс – 1ч.;
 «Малая академия естественных наук»,8-9 классы – по 1ч.;
 «ИЗО-студия», 6 класс – 1ч.;
 «Красота своими руками», 6-8 классы – по 1ч.;
 «В мире русской словесности», 7, 9-ые классы – по 1ч..

7

Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №1 имени героя Советского Союза
А.С. Александрова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
на 2022-2023 учебный год (основное общее образование, 6-9 классы)
Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык
Литература
Родной
язык и
родная Родной язык (русский)
литература
Родная литература (русская)
Иностранные языки
Иностранный язык (английскийязык)
Второй язык (немецкий язык)
Математика и информатика
Математика
Математика (алгебра и геометрия)
Информатика
Общественно-научные
История России. Всеобщая история.
предметы
Обществознание
География
Основы
духовно- Основы духовно-нравственной
нравственной
культуры культуры народов России
народов России
Естественнонаучные
Физика
предметы
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая
культура
и Физическая культура
основы
безопасности Основы безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Проектная деятельность
Биология
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность
Спортивно-оздоровительное
Спортивное многоборье
Строевая подготовка
Основы военной подготовки
Общая физическая подготовка
Духовно-нравственное
Разговор о важном
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Я - Патриот
Виртуальный школьный музей
Социальное
Школьное объединение «РДШ»
Волонтерский отряд
8

Количество часов
6
7
8 9а 9б
Обязательная часть
6
4
3
3
3
3
2
2
3
3
0,5
0,5 0,5 0,5
0,5
0,5 0,5 0,5
3
3
3
3
3
1
1
1
5
5
5
5
5
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1

2

2
2
2
1

3
2
2

3
2
2

2
2
1

1
2
1

1
2
1

1
1
1
2
2

1
1
1
2
2

30
1

31
1

33
1

33
0
1

33
0
1

1
32
10

33
10

33
10
1

33
10
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

30
10
1

1

1
1
1
2

1

1

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Курс «Самозанятость»
Мой путь в профессию (проект)
Движение «ЮнАрмия»
Финансовая грамотность
Основы предпринимательства
Робототехника
Всемирное
географическое
путешествие
Ментальная арифметика
Компьютерный дизайн
Малая академия естественных
наук
ИЗО - студия
Красота своими руками
В мире русской словесности

ИТОГО:

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

2
43

2
43

1

1

1
1
1
1
40

9

1
1

1

1
1
42

1
43

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».