ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2026 ГОДЫ
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее –
ООП СОО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №1 имени героя Советского Союза А.С. Александрова
г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Учреждение) обеспечивает
выполнения требований федерального государственного
образовательного стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
ü формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их
социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
ü обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
ü становление и
развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
ü обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
ü обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования, достижение
планируемых результатов освоения
образовательной программы среднего общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
ü установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для её самореализации;
ü обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной
деятельности, взаимодействия всех его участников;
ü взаимодействие
образовательной организации при реализации образовательной программы с
социальными партнёрами;
ü выявление и
развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей
через систему секций, и кружков,
с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
ü организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
ü участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии социальной среды;
ü сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
В основе
реализации ООП СОО лежит системно-деятельностный подход.
ООП
СОО сформирована с
учётом психолого-педагогических особенностей развития подростков 16-18
лет.
В
старшем подростковом возрасте ведущую роль играет учебно-профессиональная
деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного
профессионального самоопределения. Подростковый кризис шестнадцатилетних связан
с развитием самосознания личности, когда подросток от развития по социальному
проекту переходит к саморазвитию, что влияет на характер учебной деятельности и
на социальную ситуацию развития в целом. У старших подростков сохраняет своё
значение учебная деятельность по саморазвитию и самообразованию. Усвоение
системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на
общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром. У
старших подростков продолжают развиваться высшие формы мыслительной деятельности
– теоретическое, формальное, рефлексивное мышление; способность рассуждать
гипотетико-дедуктивным способом, абстрактно-логически; умение оперировать
гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные
интеллектуальные операции.
Развитие
теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником
формирования нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к
закономерностям), средством становления мировоззрения, развития самосознания.
Психологическим новообразованием подросткового возраста является целеполагание
и построение жизненных планов во временной перспективе, т. е. наиболее выражена
мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена мотивация, связанная
с периодом школьной жизни.
В
старшем подростковом и юношеском возрасте развивается способность обучающихся к
проектированию своей учебной деятельности, построению собственной
образовательной траектории, конструированию собственных средств учебной
деятельности, развитию действия самостоятельного целеполагания, что требует
организации ситуаций развития учебно-проектного типа.
Оптимальным
способом развития познавательной потребности у учащихся старшей школы является
представление содержания обучения в виде системы теоретических понятий.