Пояснительная записка к учебному плану на 2022-2023 учебный год Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год является частью образовательной программы. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При формировании учебного плана основного общего образования на 2022-2023 учебный год МБОУ СОШ №1 руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (ст.28); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644); 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» (до 1 января 2022 года); 5. Санитарные правила(СП) 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28); 6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; 7. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями); 8. Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254; 9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; 10. Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 11. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577с внесенными изменениями во ФГОС основного общего образования. Добавлена обязательная предметная область " Иностранный язык. Второй иностранный язык"; 2 12. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; 13. Нормативные правовые акты министерства образования Хабаровского края, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона. Учебный план основного общего образования является частью образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1. МБОУ СОШ №1 несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Режим функционирования МБОУ СОШ №1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, который является самостоятельным нормативным документом. Режим функционирования устанавливается Уставом МБОУ СОШ №1. Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 и предусматривает: - пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября 2022 года. В 6-9 классах учебный год делится на четверти. Количество учебных недель определено в календарном учебном графике и составляет не менее 34 учебных недель. Промежуточная аттестация обучающихся 6-9 классов проводится по итогам освоения общеобразовательной программы основного общего образования по четвертям. Формы промежуточной аттестации определены в соответствии с действующим в школе «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные работы, тесты, защита проекта, творческие работы, зачеты, комплексные диагностические работы. Государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сроки проведения государственной итоговой аттестации ежегодно устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. Продолжительность учебной недели 5-дневная для 6-9 классов (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки). Начало занятий в 9 часов 00 минут. Обучение осуществляется в 1 смену. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ СОШ №1, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требования СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет: Классы Максимальная нагрузка, 6 30 3 7 32 8 33 9 33 часы Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 6 класса - не более 6 уроков, 7-9 классов - не более 7 уроков. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 6-8 классах - 2,5часа, в 9 классах до 3,5 часов. Продолжительность урока: - в 6-9 классах составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2 и 3 уроков устанавливаются две перемены по 20 минут каждая. Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после окончания последнего урока. МБОУ СОШ №1 для использования при реализации образовательных программ выбирает: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебному плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программе в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями). Учебный план основного общего образования (ФГОС ООО) Учебный план основного общего образования на 2022-2023 учебный год обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования (второго поколения) и адресован обучающимся 6-9 классов, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, предусматривает возможность ведения учебных предметов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных областей, реализующих основную образовательную программу основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение. На основании Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 добавлена обязательная предметная область "Иностранный язык. Второй иностранный язык", а так же изучение согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа 4 языков народов РФ» в плане отражены основные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» по 0,5 часаво всех классах данной ступени. Также на основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 7 классе введен предмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в количестве 1 час. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей, школы. Добавлен 1час на изучение биологии - в 7-ом классе и веден предмет «Проектная деятельность» - в 9-ых классах по 1ч. В рамках предметов география, обществознания, истории растворяется «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 6-8 классах, а в 9-ых классах используется во внеурочной деятельности. Курс ОДРНК введен в урочное время в 5 классе. Обязательно в рамках внеурочной деятельности в 6-9 классах по понедельникам проводится «Разговор о важном»(34 часа, продолжительность 45 минут). Предмет «Технология» в 6-9 классах изучается по направлению «Технология ведения дома» (Технология. Обслуживающий труд). Учебный предмет «Технология» призван обеспечивать активное использование метапредметных знаний: формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического процесса. При изучении учебного предмета «Технология» значительная роль, отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию. Возможно использование информационно-коммуникационных технологий для поиска информации и оформления проектов. Предпрофильная подготовка реализуется в рамках внеурочной деятельности для выбора профиля дальнейшего обучения и построения индивидуального образовательного маршрута. При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)» в 6 -9 классах; «Иностранный язык (немецкий)» в 6 -8 классах; «Информатика» в 7-9 классах; «Технология» в 6-9 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 25 человек и более. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Внеурочная деятельность направлена на: 1) создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; 2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); 3) профилактику асоциального поведения; 4) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; 5) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; 6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. Цель организации внеурочной деятельности - обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, 5 формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве. Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира - личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Объем внеурочной деятельности: Классы 6 7 8 9 Количество часов в год 340 340 340 340 Количество часов в неделю 10 10 10 10 Направления и формы организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. духовно- нравственное; 2. общеинтеллектуальное; 3. общекультурное; 4. социальное; 5. спортивно-оздоровительное. Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовнонравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностейи талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в этом направлении - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания. Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Социальное направление (социально-преобразующее творчество) - создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Спортивно-оздоровительное направление строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ основного общего образования определяет образовательная организация. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, 6 соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной). Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Внеурочная деятельность направлена на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса: «Спортивное многоборье», 6, 9а, 9б классы –по 1ч.; «Строевая подготовка», 7, 8 классы –по 1ч.; «Основы военной подготовки», 7, 8классы – по 1ч.; «Общая физическая подготовка», 7-8 классы – по 1ч.; «Разговор о важном», 6-9 классы – по 1ч.; «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 9-ые классы – по 1ч.; «Я - Патриот», 7 класс – 1ч.; «Виртуальный школьный музей», 8 класс – 1ч.; Школьное объединение «РДШ», 6 класс – 1ч.; «Волонтерский отряд», 6 класс – 2ч., 7,8 класс – по 1ч.; Курс «Самозанятость», 8 класс – 1ч.; Проект «Мой путь в профессию», 9-ые классы – по 1ч.; Движение «ЮнАрмия», 7-8 классы – по 1ч.; «Финансовая грамотность», 6, 7,9-ые классы – по 1ч.; «Основы предпринимательства», 9-ые классы – по1ч.; «Робототехника», 6 класс – 1ч.; «Всемирное географическое путешествие», 9-ые классы – по 1ч.; «Ментальная арифметика», 6 класс – 1ч.; «Малая академия естественных наук»,8-9 классы – по 1ч.; «ИЗО-студия», 6 класс – 1ч.; «Красота своими руками», 6-8 классы – по 1ч.; «В мире русской словесности», 7, 9-ые классы – по 1ч.. 7 Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени героя Советского Союза А.С. Александрова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2022-2023 учебный год (основное общее образование, 6-9 классы) Предметные области Учебные предметы Русский язык и литература Русский язык Литература Родной язык и родная Родной язык (русский) литература Родная литература (русская) Иностранные языки Иностранный язык (английскийязык) Второй язык (немецкий язык) Математика и информатика Математика Математика (алгебра и геометрия) Информатика Общественно-научные История России. Всеобщая история. предметы Обществознание География Основы духовно- Основы духовно-нравственной нравственной культуры культуры народов России народов России Естественнонаучные Физика предметы Химия Биология Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и Физическая культура основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Проектная деятельность Биология Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность Спортивно-оздоровительное Спортивное многоборье Строевая подготовка Основы военной подготовки Общая физическая подготовка Духовно-нравственное Разговор о важном Основы духовно-нравственной культуры народов России Я - Патриот Виртуальный школьный музей Социальное Школьное объединение «РДШ» Волонтерский отряд 8 Количество часов 6 7 8 9а 9б Обязательная часть 6 4 3 3 3 3 2 2 3 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 3 3 3 3 1 1 1 5 5 5 5 5 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 3 2 2 3 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 30 1 31 1 33 1 33 0 1 33 0 1 1 32 10 33 10 33 10 1 33 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 10 1 1 1 1 1 2 1 1 Общеинтеллектуальное Общекультурное Курс «Самозанятость» Мой путь в профессию (проект) Движение «ЮнАрмия» Финансовая грамотность Основы предпринимательства Робототехника Всемирное географическое путешествие Ментальная арифметика Компьютерный дизайн Малая академия естественных наук ИЗО - студия Красота своими руками В мире русской словесности ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 43 2 43 1 1 1 1 1 1 40 9 1 1 1 1 1 42 1 43 10